Официальный сайт администрации Ершовского муниципального района
Понедельник, 8 Марта 2021




Профилактические разъяснения по предупреждению нарушений земельного законодательства

Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за земельные правонарушения.

Земельное правонарушение — это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный земельный правопорядок, права и законные интересы собственников земли, землепользователей, арендаторов.

Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение правонарушения. Земельное правонарушение включает в себя четыре элемента (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

Объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, права и законные интересы собственников земли, землепользователей, арендаторов.

Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица, должностные лица независимо от формы собственности и подчиненности.
Субъекты должны отвечать определенным признакам: достигать необходимого возраста, быть вменяемы, по занимаемому положению подпадать под действие норм об ответственности.

Объективная сторона земельного правонарушения — это противоправность поведения, которая выражается в действии (уничтожение межевых знаков, самовольное строительство) либо бездействии (невыполнение мероприятий по охране земель).

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. вина.

При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, это лицо не подлежит юридической ответственности.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.

К чисто земельным правонарушениям отнесены те, которые лишены экологической окраски и не связаны с причинением вреда землям как составной части окружающей природной среды:

1. нерациональное использование сельскохозяйственных земель;

2. использование земельных участков не по целевому назначению;

3. невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению;

4. самовольный захват, самовольное строительство, не связанное с причинением вреда землям;

5. уничтожение межевых знаков;

6. нарушение градостроительной документации при отводе земель;

7. нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;

8. нарушение сроков возврата временно занимаемых земель;

9. систематическое невнесение платежей за земли;

10. искажение сведений о состоянии и использовании земель;

11. уклонение или несвоевременное исполнение предписаний органов контроля за исполнением и охраной земель по устранению нарушений земельного законодательства.

К земельным правонарушениям с экологической окраской отнесены земельные правонарушения, совершение которых связано с причинением вреда землям и являющиеся одновременно экологическими правонарушениями:
- загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
- захламление земель;
- заражение земель возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний;
- использование земель способами, приводящими к порче земель;
- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель;
- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной и ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель;
- нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения и земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. 1

В целях пресечения земельных правонарушений современное земельное законодательство наделило должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, определенными правами — приостанавливать любое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель и если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение. Кроме того, должностные лица органов контроля за использованием и охраной земель составляют протоколы о нарушениях и направляют в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению ущерба, причиненного ими в результате нарушения земельного законодательства.

Понятие материальной и имущественной ответственности за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Наступает она по факту совершения правонарушения и состоит в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личностного и имущественного характера.

Юридическая ответственность направлена на:
-стимулирование соблюдение земельно-правовых норм;
-восстановление нарушенных земельных прав;
- предупреждение совершения новых правонарушений.

Признаки юридической ответственности:

- юридическая ответственность — охранительная функция государства, ее критерием служит степень общественной опасности;

- она не является самоцелью и предназначена не только для наказания, но и для предупреждения правонарушений;

- призвана действовать только тогда, когда применена своевременно (поэтому законом устанавливаются сроки давности);

- является всеобъемлющим инструментом права, обеспечивает исполнение практически всех правовых норм;

- наступает не за абстрактное, а за конкретное нарушение закона;

- нарушения всегда связаны с землей, эта связь непосредственна и имеет различные формы;

- наступает за правонарушение, которое доказано;

- применяется с соблюдением установленной законом процедуры;

- лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени;

- юридическая ответственность может не применяться за нарушение земельного законодательства, если потребность в ней отпала.



Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

В ст. 74 ЗК предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная или административная ответственность, а в ст. 76 предусматривается ответственность за причинение убытков и вреда, связанная с нарушением земельного законодательства. Кроме того, ст. 75 ЗК предусматривает и дисциплинарную ответственность.

Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) ряд мер ответственности за земельные правонарушения предусматривается прямо в земельном законодательстве. Это специальная ответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличие от традиционных видов она называется земельно-правовой.

Дисциплинарная ответственность.

Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени.

Административная ответственность.

Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается более повышенная ответственность. Административная ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком.

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при:

- изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- ограничении прав собственников земли, землепользователей, арендаторов (в предусмотренных законом случаях);
- ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций, учреждений, граждан;
- при размещении отходов и других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.
За правомерный вред наступает экономическая ответственность.

Противоправный вред наступает по факту совершения следующих правонарушений:
-загрязнение, захламление земель;

- порча и уничтожение плодородного слоя почвы;

- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

- проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.


Доклад об осуществлении муниципального земельного контроля на террттории Марьевского муниципального образования Ершовского района
Саратовской области за 2020 год. Муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства на территории Марьевского муниципального образования.

Доклад об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Марьевского муниципального образования Ершовского района Саратовской области за 2019 год.

Доклад об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Марьевского муниципального образования Ершовского района Саратовской области за 2018 год.

Доклад об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Марьевского муниципального образования Ершовского района Саратовской области за 2017 год
Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за январь - декабрь 2017 года (нарастающим итогом)

Профилактические разъяснения по предупреждению нарушения земельного законодательства скачать

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 02.12.2015г.№ 40 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ МАРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ за январь - декабрь 2016г. (нарастающим итогом) скачать

 Доклад об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Марьевского муниципального образования Ершовского района Саратовской области за 2016 год.скачать

СВЕДЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ за январь - декабрь 2015г (нарастающим итогом) скачать

Пояснительная записка об осуществлении муниципального земельного контроля на территории 
Марьевского муниципального образования Ершовского района Саратовской области за 2015 год.скачать





























































Большое спасибо!
Ваше письмо отправлено и подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Администрацию Ершовского МР.