Официальный сайт администрации Ершовского муниципального района
Пятница, 19 Апреля 2024
Распространенные схемы телефонного мошенничества,  актуальные в 2022 году

Распространенные схемы телефонного мошенничества, актуальные в 2022 году

19.10.2022

Злоумышленники в 2022 году продолжают совершать попытки обмана клиентов по типовым сценариям, разработанных и активно применяемых в различных вариантах на протяжении последних нескольких лет:

«Звонок от имени службы безопасности банка». Звонок может совершаться с номера, совпадающего с официальным номером телефона банка, так как злоумышленниками используются возможности

IP-телефонии по подмене исходящего номера. Мошенник представляется сотрудником службы безопасности.

Его цель – выманить у потенциальной жертвы конфиденциальные данные банковской карты: ее полный номер, трехзначный код безопасности, обычно нанесенный на обороте карты, а также одноразовые коды из SMS,

которые поступят потенциальной жертве в результате инициированных злоумышленником действий от имени клиента. Таким образом, под предлогом «отмены» подозрительной операции или последствий иного действия, которое «банк зафиксировал», а вы не совершали и не подтверждаете, мошенники пытаются, например, сбросить пароль или перехватить управление вашим мобильным приложением банка или активировать от вашего имени

иные сервисы. В некоторых случаях им удается убедить вас даже самостоятельно брать кредиты или переводить деньги на «специальные счета» якобы для сохранения в безопасности ваших средств.




В качестве варианта того, от чьего имени и под каким предлогом подобным образом вам могут позвонить мошенники, встречаются следующие:

«Предупреждение о совершении мошеннических действий со сторон центра мониторинга центрального банка». Поступает звонок от автоматизированного колл-центра о том, что ваша карта была «заблокирована в связи с подозрительной операцией». Вас просят перезвонить по указанному номеру, чтобы выяснить подробности.


«Расследование факта мошенничества представителями Прокуратуры/ФСБ». Мошенник звонит и просит помочь следствию, которое ведется в отношении одного из сотрудников банка, который якобы получил доступ и к вашему счету. Вас попытаются убедить перевести свои деньги на «специальный счет», чтобы обезопасить их.


«Звонок клиентского менеджера о качестве предоставляемого сервиса и изменение клиентских данных». Под видом опроса от банка и предложения новых услуг мошенник пытается выманить у потенциальной жертвы конфиденциальные данные банковской карты или код из SMS, или пароли из мобильного приложения банка.


«Информация о сбое в системе банка и необходимости верификации/уточнения клиентских данных» и прочее.


«Диалог с роботом». Злоумышленники могут применить прием, при котором информацию о карте или SMS-код предлагают назвать не работнику банка или какой-либо службы, а роботу, переключая вас для целей аутентификации или подтверждения отказа от операции на некую автоматизированную систему.




Как распознать телефонных мошенников и не попасться на их уловки.

При создании схемы телефонного мошенничества злоумышленники сами становятся клиентами банков, открывают счета, совершают операции и изучают схему обслуживания клиентов по телефону, в том числе записывают и выучивают стандартные сценарии и диалоги представителей банка с клиентами.

Есть информация, что перед началом потоковой работы с потенциальными жертвами по скомпрометированной телефонной базе (аналогично холодным продажам в любом коммерческом центре), злоумышленники сдают экзамен по скриптам и получают подтверждение квалификации от своих кураторов/организаторов преступного бизнеса. Поэтому однозначно выявить мошенника при телефонном звонке крайне сложно.

Но!

Вот основные рекомендации:

Если вам никогда раньше не поступали звонки от представителей своего банка и вдруг такой звонок поступил, это должно как минимум насторожить и заставить внимательнее отнестись к тому, что и с какой целью спрашивает позвонивший человек;


Реальные сотрудники банка никогда не попросят клиента совершать операции под их контролем. Предоставить доступ для совершения от имени клиента финансовых операций и /или сообщить им/ продиктовать «роботу» такую информацию как номер карты, коды, пароли, PIN-код или три цифры на обороте пластиковой карты, с целью идентификации;


Злоумышленники, представляющиеся сотрудниками банка или работниками правоохранительных органов, чаще всего провоцируют жертву в телефонном разговоре на срочные действия, ссылаясь на важность/приоритетность/неотвратимость, пугая возможными негативными последствиями; реальные сотрудники банка не станут пугать клиента или искусственно нагнетать обстановку.




Типовыми признаками мошеннических действий при телефонном разговоре являются следующие фразы/сценарии:



  • Оппонент предлагает жертве «перевести деньги на безопасный счет», «на безопасный номер»;

  • Оппонент сообщает. Что для целей закрытия действующей кредитной или иной операции/заявки жертве «необходимо оформить кредит» (технический, новый, временный – называться может по-разному);

  • Оппонент просит жертву «не сообщать никому о факте звонка», так как в «банке мошенники», «в колл-центре банка работают мошенники».


Как отменить банковскую операцию, если деньги со счета были переведены мошенникам



Отменить перевод денежных средств возможно на основании договора комплексного банковского обслуживания, но только при выполнении обязательных юридических условий и соблюдении клиентом всех правил пользования пластиковой банковской картой.

В таком случае банк не имеет оснований для неисполнения операции возврата безналичных денежных средств на счет карты.

Но в случае с переводами мошенникам клиентом чаще всего нарушаются какие-либо юридические условия или правила использования банковской карты.

Например, он разглашает присланный банком через SMS/PUSH одноразовый код подтверждения операции. Или клиент неосознанно предоставляет удаленный доступ к мобильному банковскому приложению на своем телефоне третьим лицам, которые совершают в нем от имени клиента межбанковский перевод. В таких случаях ответственность за совершение операций по переводу денежных средств на подконтрольные злоумышленникам счета лежит на клиенте.

«Подобные операции оспорить или отменить крайне сложно. Однако окончательное решение по данным кейсам после официального обращения клиента всегда принимает суд на основании результатов комплексного рассмотрения обстоятельств дела».



ИАЗ ОМВД России по Ершовскому району

Саратовской области


Возврат к списку






















































































Большое спасибо!
Ваше письмо отправлено и подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Администрацию Ершовского МР.